«Кратковременные образовательные практики как средство реализации программы развития ДОУ ».
Тема обусловлена тем, что с сентября 2016 года в нашем детском саду была принята программа развития гражданско - краеведческой направленности «Истоки», поэтому остро стал вопрос об интеграции программы развития и основной образовательной программы. На педагогическом совете было решено сделать это с помощью КОПов (кратковременных образовательных практик). Что же такое КОП?
Кратковременные образовательные практики – это непродолжительный по времени курс совместной деятельности педагога и детей, выбранный ребенком на определенный отрезок времени (до 4 академических часов) и имеющей своим результатом конечный продукт или практический навык ребенка,
Кратковременные образовательные практики позволяют:
определить круг интересов ребенка индивидуально. Например это может быть вышивание, моделирование, аппликация, прикладное творчество, .
получить детям опыт работы в выбранном виде деятельности.
приобрести опыт представления личных достижений и результатов через выступление на публике.
В течение учебного года творческой группой под руководством старшего воспитателя Патокиной Н.Ю., (члены группы Томилина С.А., Наумова Е.В., Леханова Н.И., Потапова Ю.В., Деменева Г.В.) , проведена следующая работа:
- разработано Положение о реализации кратковременных образовательных практик по выбору, в том числе патриотической направленности для детей старшего дошкольного возраста МБДОУ «Обвинский детский сад » ;
- разработан механизм реализации КОП для детей старшего дошкольного возраста;
- разработаны Программы КОП ( технологические карты);
- разработаны формы сопроводительных документов: табелей посещаемости детей, табелей работы педагогов, отчетов педагогов.
- разработаны анкеты для мониторинг деятельности по реализации КОП
- подготовлена информация на сайт ДОУ о внедрении КОП, порядке выбора КОП;
- оформлена папка, в которой размещаются отчеты педагогов
- создан банк Программ КОП, который постоянно пополняется;
- разработаны образцы сертификатов для детей, прошедших практику;
- проведен анализ механизмов внедрения краткосрочных практик в образовательный процесс;
Итоги первого года апробации КОП (данные на 01.06. 2017):
в предоставлении услуг – краткосрочных образовательных практик - приняли участие 5 педагогов (83%);
Педагогами в течение года разработано 6 Программ, из них в соответствии с Программой развития ДОУ «Истоки» :
50% - блок «Народные умельцы»: КОПы «Волшебная иголочка», «Волшебная пуговица», «Тряпичная кукла»
33% - блок «Ручеек»: КОПы «Русская ромашка», «Раз грибок, два грибок…»
17% - блок «Русская изба»: КОП «Витаминка»
В этом учебном году участием в КОП охвачены дети в возрасте от 5 до 7 лет в количестве 28 человека(100%).
Процедура выбора проходила на Ярмарке КОП, где каждый ребенок выбирал одну практику из 4 предложенных воспитателями. Каждая практика включала в себя 4 занятия (2 раза в неделю по 25-30 минут, в зависимости от возраста детей) для детей старших и подготовительных к школе групп. Все практики проводились одновременно с 16.10 до 16.40; количество детей в подгруппах не более 4 (5) человек.
Образовательные умения, развивающиеся при выборе практики :
- Ребенок выбирает себе род занятий (КОП), участников по совместной деятельности.
- Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым, интересуется причинно-следственными связями.(Например : - Чем будем заниматься на этой практике? – Что научимся изготавливать?
- Когда ребенок выбирает КОП , он способен к принятию собственных решений, опираясь на свои , ранее усвоенные, знания и умения в различных видах деятельности.
- При выборе и освоении любой практики, у ребенка формируется установка положительного отношения к миру, к разным видам труда.
2. Образовательные умения в практической деятельности детей:
- В процессе проведения практики ребенок овладевает основными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.
- При затруднении в выполнении какой либо операции при прохождении ребенком практики, он способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя.
- Ребенок сотрудничает с другими детьми и взрослыми в совместной деятельности.
- В совместной деятельности коллективной и парной ребенок проявляет готовность прийти на помощь своим товарищам, которые в этом нуждаются.
- Ребенок развивает воображение, которое реализуется в разных видах деятельности: вышивание, изготовление куклы – мотанки, рисование и т.п.
- В процессе проведения практики у ребенка развивается крупная и мелкая моторика; он становится подвижным, выносливым, овладевает основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
- Зная, что по завершении практики каждому ребенку надо отчитываться перед сверстниками, у ребенка проявляет ответственность за начатое дело.
- Ребенок открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания.
- Он эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного искусства.
- Ребенок проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, так как все практики гражданско – краеведческого содержания. .
После проведенных КОП дети демонстрировали свои успехи на Ярмарке Достижений, а педагоги, проводившие практики, представляли отчет о результатах деятельности.
Образовательные умения при защите практики:
- Ребенок выражает свои мысли и желания, использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний.
- Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
Таким образом, поставленная цель - реализация системы краткосрочных образовательных практик по выбору, расширение вариативности образовательного пространства, при котором ребенок сам становится активным в выборе содержания своего образования, становиться субъектом образования, была достигнута.
Дальнейшие перспективы реализации краткосрочных образовательных практик по выбору:
- дальнейшее расширение спектра практик в соответствии с другими блоками Программы развития.
- организация краткосрочных образовательных практик для родителей, с участием родителей, с привлечением родителей к непосредственному проведению практик
-создание видео банка краткосрочных практик для детей старшего дошкольного возраста;
- организация мониторинга возможностей и запросов родителей для обновления образовательного процесса и расширения спектра краткосрочных практик.
Количество голосов, отданных за эту статью: 0.
Для того, чтобы прологосовать, Вам необходимо пройти авторизацию на сайте.